Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую в разных случаях зачастую называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Но ни одно из вышеуказанных наименований не является научно-обоснованным и верным названием, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела это уникальное название более 7 лет тому назад, основная масса судей, юристов, адвокатов, следователей также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.

В следствии столь общего и абстрактного определения требуемой экспертизы, в общей практике довольно часто появляются ситуации, когда в адрес какой-либо экспертной организации, где имеются тоже «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы дела, для исполнения которых необходимы знания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

В этих случаях возникает ситуация, в следствии которой материалы дела возвращаются в следственные или судебные инстанции без надлежащего исполнения, в результате чего установленные сроки не выдерживаются в следствии неграмотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Задачи и цели судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние проезжей части, обочин;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности необходимого восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение автомобиля и иных объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и прочих объектов по полотну автодороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие нужных дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия, неправильное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги и иные негативные особенности ситуации.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставлять все материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полное изучение всего имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, в случаях, где важным фактором ДТП являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент ДТП.